yoga cosmos
МАХАШИВАРАТРИ
ВЕЛИКАЯ НОЧЬ ШИВЫ
В эту ночь мир преображается и происходят невероятные чудеса, а любая медитация наделена особенным могуществом и является в сотню раз сильнее обычной. Стоит всего лишь на одну ночь забыть о телесном, о потребности в сне, пище и питье и погрузиться в осознание, в свой духовный опыт и взамен можно получить отпущение грехов, очищение кармы и освобождение, материальные блага и даже место в раю…

Ом Намах Шивайя!
В индуизме Господа Шиву славят каждый понедельник в течение года, и есть даже специально отведённый для этого целый месяц в индуистском календаре Шраван, но эта ночь — Ночь Шивы или Махашиваратри (маха - главный, ратри - ночь) — является самой главной ночью поклонения величайшему из богов.

Почитание Шивы уходит корнями в доисторические религиозные верования и предшествует появлению ведической религии на северо-западе Индии.

Имя Шива в переводе с санскрита означает Благосклонный, Милостивый, Благой.
Это главенствующий бог, которому подчиняются другие боги. Он защитник праведников и победитель демонов. Шива управляет всем сущим, несёт благо всем существам на планете.

Шива выступает одновременно создателем и разрушителем Вселенной. И если с созданием Вселенной всё понятно, то вопрос разрушения им же созданного может поставить в тупик. Но всё очень просто: согласно индуистской философии, всё имеет свой срок жизни, и Вселенная не исключение. А раз так, то для того, чтобы освободить пространство для рождения чего-то нового, следует разрушить старое.

Существует индуистское священное писание, называемое Тысяча имен Шивы. В действительности, ни одно из них не является просто именем в том смысле, в котором мы обычно используем это понятие. Это скорее его качества или описания. Они распространены по всей Индии как имена храмов и святых мест.

Шиве и его истории посвящено множество индийских легенд.
Джьотирлингам — легенда из Пуран
Брахма и Вишну ищут начало и конец Джьотирлингама
В Пуранах рассказывается о сражении Брахмы и Вишну за звание самого доблестного и могучего бога. Битва эта была столь масштабной, что другие боги воззвали к Шиве с просьбой вмешаться и прекратить этот конфликт. Шива явился между Брахмой и Вишну в образе пылающего Лингама и предложил им измерить его величину.

Впечатлённые размерами Лингама Брахма и Вишну решили отправиться в разные стороны, а первый, достигнувший края Лингама, стал бы победителем в споре. Брахма принял форму лебедя и полетел наверх, а Вишну стал вепрем (Варахи) и отправился к нижним мирам, под землю. Оба они долгое время пытались добраться до края, но так и не смогли его достичь.

Брахма на своем пути дошел до цветка Кетаки. Будучи обессиленным и понимая всю безуспешность попытки достичь верхней точки огненного столпа, хитрый Брахма подговорил цветок Кетаки подтвердить, будто он находился на самой вершине огненной колонны, когда Брахма добрался до него. И сообщники заявили Вишну, что они достигли верхнего края космического столпа.

В то же мгновение центральная часть этого огненного Лингама разверзлась, и оттуда явился Шива во всей своей красе. Шива так разгневался на Брахму, что отрубил ему одну из пяти голов! И проклял его, повелев, чтобы никто никогда ему не молился. Это объясняет столь малое количество храмов Брахмы, по сравнению с храмами другим божествам в Индии. Цветок Кетаки тоже был наказан: с тех пор его запрещено предлагать богам во время поклонения.
Эта история произошла на четырнадцатый день тёмной половины индуистского месяца Пхалгуна. Тогда Шива впервые проявился в форме Лингама и это событие отмечается как Великая Ночь Шивы — Махашиваратри.
Есть и другая версия версия, что в эту ночь Шива исполнил Тандаву — танец творения нового и разрушения старого.

Согласно ещё одной из наиболее популярных легенд, Шиваратри знаменует ночь свадьбы Шивы и Парвати. Для йога-практиков Господь Шива почитаем, как Отец мира, а его жена Шакти считается Матерью мира. Шива и Шакти — это единое начало.

Согласно одному из мифов, однажды всё вокруг было поглощено Шивой и ничего не существовало, кроме тьмы. И только Парвати с неизменной преданностью и любовью поклонялась Шиве. Оставшись весьма удовлетворённым её служением, Шива вместе со своим благословением пообещал выполнить любое её желание. И Парвати попросила его о благе для всех живых существ, а тем, кто будет поклоняться Шиве в ночь Шиваратри с должной преданностью, он должен будет даровать конечное освобождение (мокшу), что Шива и пообещал исполнять.
Как и что практиковать в Махашиваратри
Поклонение Шиве в эту ночь дарует человеку счастье, удачу и процветание, а любое обращение к Божеству будет услышано им. Даже человек, не представляющий, как правильно обратиться к Шиве, всё равно получит Его внимание.

Так гласят Пураны

Постящиеся в это время, получают благосклонность Шивы, который дал учение йоги человечеству, и его жены — Парвати, а также всего Божественного семейства и Нанди. Это способствуют углублению знаний и усилению эффекта от йогических и тантрических практик и ритуалов.
  • Пост (частичный или полный)
    Строго соблюдать вегетарианскую диету ! (отказ от мяса, рыбы, яиц). В идеале, конечно, так жить.

    Пост необходимо соблюдать 24 часа, включая день накануне и ночь. Если не позволяет здоровье, то разрешены фрукты, масло гхи, молоко, вегетарианские блюда. Следует избегать блюд из риса, пшеницы и бобовых, чеснока, лука.

    Вы также можете выбрать полный отказ от пищи, если это позволяет ваше здоровье. Соблюдаем ахимсу!

    Также необходимо отказаться от интимной близости и увеселительных мероприятий.
    Это дает возможность посвятить все свои силы в это время на трансформацию себя и своего эго.
  • Бодрствовать и практиковать всю ночь
    Планеты расположены в эту ночь так, что в теле человека происходит мощный естественный подъём внутренних энергий. Именно поэтому необходимо бодрствовать всю ночь и непрерывно совершать поклонение, почитание, медитацию на Шиву.
  • Ритуалы
    • поставьте Санкальпу, то есть дайте обет соблюдать пост с максимальной искренностью. А также подумайте о том, на что пойдут плоды вашей аскезы;
    • возожгите свечи и благовония;
    • поднесите на алтарь свои подарки для Шивы: мед, молоко, вода Ганги, рис, фрукты, листья бильвы, белые цвты;
    • проведите Аарати для господа Шивы,
    • совршите Абхишеку — омовение Шивалингама.
  • Мантры
    Практика повторения имен Бога (для Кали Юги — это лучшая практика).

    • Ом Намах Шивайя,
    • Махамритъюнджая,
    • 108 имён Шивы,
    • Шива Сахасранама - перечисление тысяч имён Шивы, которые отражают разнообразные качества Божества, прописанные в Шива Пуране
    Также необходимо почитать всю семью: Парвати, Ганешу и Картикею. И обязательно — Нанди. Именно он в остальные дни и ночи передает Шиве ваши слова.
  • Тексты
    • Шива Прадош Врат катха,
    • Шива-чалиса,
    • Шива Пурану
Мантра Ом Намах Шивайя
Самая священная мантра, которую поют во всех храмах в течение Великой ночи Шивы, это Ом намах Шивайя, сакральная мантра Шивы.

Панчакшара мантра (пятисложная мантра) «Намах Шивайя» в прямом переводе означает «Поклонение Благому», однако её главное значение заключается не в словах, а в звуках, из которых эта мантра состоит. А звуки эти, в свою очередь, связываются с пятью первоэлементами и ипостасью Шивы — Панчамукха или Панчанана (Обладающий Пятью ликами).

Намах Шивайя имеет такую силу, что даже простое повторение этих звуков будет способствовать спасению души, обузданию ума, освобождению от его оков и обращения его на себя самого, дабы увидеть своё невежество.

По словам мудрых эта мантра — это сама жизнь, сама любовь, а её повторение (джапа) приводит к пробуждению мудрости изнутри…
Для женщин эта ночь также особенно благоприятна. Незамужние девушки в эту ночь бодрствуют, постятся и молят Шиву дать им хороших мужей. Замужние — молят о семейном благополучии и процветании в новом году. Ведь Парвати, Божественную супругу Шивы, считают дарующей семейное счастье и счастливую семейную жизнь.

Время после Махашиваратри самое благоприятное, для того, чтобы начать Пост 16 Понедельников

Почему важно омываться в водах Ганги
в ночь Махашиваратри
Супруга Шивы, Парвати, частенько укоряла своего мужа в том, что он награждал своими дарами и благословениями молящихся за ничтожные деяния, предположив при этом, что никто не попытается помочь ему самому, окажись он в беде.

Чтобы разрешить свой спор, они решили провести эксперимент, во время которого Шива притворился мертвым, а Парвати изображала убитую горем вдову. Она объясняла всем, кто проходил мимо, что Господь Каши даровал ей благословение, состоявшее в том, что оживить её безвременно почившего супруга может любой прохожий, который с чистым сердцем прикоснётся к его телу. Однако, никто не спешил прийти ей на помощь, поскольку прикасаться к трупу у индусов считается очень неблагоприятным знаком: так они лишаются возможности попасть в рай.

И всё же один человек не смог пройти мимо скорбящей женщины. Поначалу он отказался выполнить её просьбу потому что считал, что был не достоин выполнить эту задачу, поскольку в его жизни было слишком много зла.

Он уже было собрался уходить, однако затем бросился к Ганге и погрузился в воду. После этого он вернулся и положил свои мокрые руки на голову Шивы. Но прежде, чем Шива смог что-либо сказать, мужчина снова побежал к реке и опять окунулся в воду. Когда Богиня попросила объяснить его действия, он сказал, что любой человек, омывающийся в Ганге, смывает с себя все зло. Окунувшись в первый раз, прохожий стал чист для того, чтобы прикоснуться к Шиве. Но когда он дотронулся до усопшего, это стало новым осквернением, поэтому он окунулся во второй раз.

Это очень позабавило божественных супругов, и Шива даровал этому человеку свое благословение, состоявшее в силе и непоколебимости следовать божественному пути.

Парвати была тронута всем происходящим, и сказала Шиве, что никогда не сможет сравняться с ним. И вот тогда Шива и посоветовал ей тоже совершать омовения в Ганге.
После совершения ритуального омовения, очищающего тело и душу, шиваиты надевают чистую (желательно новую) одежду, символизирующую чистоту и обновление, и идут в местный храм Шивы, предлагая ему подношения в виде молока, воды, листьев бильвы (плодовое дерево), фруктов, благовоний, масляных ламп. А когда праздник подходит к завершению, от всех храмов текут молочные реки...
Пуджи, совершаемые в Махашиваратри
В Великую ночь Шивы обычно совершаются четыре пуджи, через каждые три часа, посвященные различным аспектам и проявлениям Шивы. Символически такое поклонение означает разные этапы духовного развития, переходы из одной ачары (ступени) в следующую на пути реализации.
В Шива-пуране предписывается каждые три часа проводить пуджу, связанную с определенным аспектом Шивы.

Первая пуджа Вайдика (ведическая) имеет саттвическую направленность; в ней Шива почитается как Рудра. Пуджа завершается возлиянием на Лингам молока.

Вторая пуджа Пураника (пураническая) — пышная, раджасичная; Шива почитается как Садашива в духе Дакшиначары. Пуджа завершается возлиянием на Лингам йогурта.

Третья пуджа Тантрика (тантрическая), вамачарская, соотносится с гуной тамаса; почитание Шивы совершается в образе Бхайравы и завершается возлиянием на Лингам гхи (топленого масла).

Четвертая пуджа Брахма (трансцендентная), внутренне-медитативная, она выполняется в предрассветное время – брахма-мухурту. В этой пудже почитается Пара-Шива (высший аспект), она завершается возлиянием меда.
Маха Шиваратри — это величайший праздник удивительной красоты древних верований, продолжения жизни и наступления нового этапа в истории развития мира. Эта ночь дарит нам веру в волшебство, и все преданные получают шанс набраться уникального духовного опыта, уделить время медитации забыв о потребностях тела и оставив в душе только Шиву …