Гималайская традиция йоги
Одна из древнейших школ, и как целостная система она существует уже порядка пяти тысяч лет. Только вдумайтесь: пять тысяч лет! из уст в уста парампара великих учителей (Хари Баба, Аватар Баба и другие) предавали своё учение, свой опыт, свои традиции и уникальные знания, сохранив таким образом силу и энергию тех святых подвижников, которые и принесли Гималайскую йогу на эту землю.
Линия передачи Гималайской Крийя Йоги:
Шива – Агастьяр — Боганатар — Махаватар БабаДжи — Нараян — Сантоши — АватарБаба —ХариБаба — Сомнатх Баба (ПайлотБаба): Орден Гири.
Шива — Матьсьендранатх — Горакханатх — Сомнатх Баба (ПайлотБаба): Орден Натхов.
Таким образом, две линии Крийя йоги соединены в величайшем Маха Йоги Махамандалешваре Джуна Акхары Сомнатх Гириджи Пайлот Бабаджи.
Направлений в йоге существует огромное количество: хат-ха йога, нада-йога, аштанга-йога, нидра-йога, кундалини-йога и др. Каждое из этих направлений работает с одним определённым аспектом.
Скажем, хат-ха йога больший акцент делает на здоровье тела, а кундалини-йога активнее работает с энергиями в то же время другие аспекты остаются мало затронутыми. Но так или иначе, развитие в целях достижения Самадхи требует гармонии, сочетания семи элементов самосовершенствования: ямы (отношение к внешнему миру), ниямы (отношение к своему внутреннему миру), асаны (положения тела), пранаямы (дыхательной практики), пратьяхары (контроля над органами чувств), дхарны (концентрации) и дхъяны (медитации). Эти семь составляющих – как семь цветов спектра белого света, который невозможен хотя бы без одного элемента.
Свобода — вот основная цель традиционной йоги. Любое из упомянутых направлений нацелено прежде всего на то, чтобы достичь внутренней свободы и возможности наслаждаться ею при любых внешних обстоятельствах, сколь сложными бы они ни были. Гималайская йога благодаря своему целостному, системному подходу и использованию всевозможных практик имеет очень много общего с классическим направлением.
Основной же целью Гималайской Сиддха-йоги является понимание способа возвращения от материи к своей истинной природе, затем к пране (жизненной силе), и в конце концов к своему Высшему Божественному Сознанию. Другими словами, подняться с грубого материального уровня к тонкому божественному.
Йога — это инструмент, при помощи которого возможно нивелировать дистанцию между телом, умом и истинной сущностью. Но это требует открытости, уверенности в себе и ежедневной работы над собой, поскольку только ежедневные практики способствуют познанию законов Вселенной и наполнению себя состоянием божественной любви и света. А прочувствовав Ананду (блаженство) и наполнившись благостью, вы сможете поделиться любовью с окружающим миром.
Древние мудрецы говорят, что занятиям йогой следует посвящать не менее 1/6 части своего времени, тогда постепенно приходит понимание того, что именно эти практики и есть реальность, а ежедневная суета с мытьём посуды и движением по карьерной лестнице — это лишь иллюзия, на которую мы расходуем свою жизнь.
Но занимаясь Гималайской йогой нет необходимости отказываться от всего мирского, поскольку в этой традиции есть возможность развиваться и достигать просветления, не отрекаясь от своей семьи. При этом семейный человек меняет к лучшему не только себя, но и своих родных независимо от того, принимают ли они участие в практиках или нет. Более сложный путь достижения Высших знаний, связанный с отречением от всех материальных привязанностей, избирают лишь Великие души…
Система Гималайской йоги несмотря на схожесть со многими школами все же отличается от них тем, что занятия проходят с благословения Мастера, которое во время практики учитель передаёт ученикам. Во время занятий через асаны и пранаямы происходит глубокое познание себя, познание своего внутреннего мира, своего микрокосмоса.
КТО Я? — вот главный вопрос, которым задается каждый садхака.
КО ХАМ? Ответ мы находим во время практики йоги ...
Выполняя практику асан ли пранаям, мы следим за дыханием и сосредотачиваемся на нём, проникаясь мантрой, дарованной нам при рождении — Со-Хам (Я есть То). Сохам — это имя нашей души. И так устроено, что мы имеем возможность вспомнить его, постоянно повторяя.
Прислушайтесь: «Со» — на вдохе и «Хам» — на выдохе.
Это мантра освобождения, концентрируясь на которой можно расслабиться, успокоить ум, достигнуть дхьяны и вспомнить наконец, кем на самом деле мы являемся.
В течение всей практики происходит концентрация внимания на определенном участке тела. Следом за вниманием перемещается и энергия, потому что энергия присутствует там, где находится внимание. Перемещаясь по телу, энергия пробуждает каждую клеточку организма, пробуждая бездонные запасы шакти, которые спят внутри нас, обеспечивая заряд бодрости и сил для многих и многих дел, до которых всё не доходили руки то из-за отсутствия времени, то по причине усталости.
Нехитрые практики дарят невероятные ощущения, понимание того, что каждый из нас — это бесконечный поток энергии, проявляющийся в чистом сознании. Когда энергия струится непрерывным ровным потоком, ум молчит, а сознание – ясное и чистое. В этот именно момент и может случиться дхьяна — осознавание того, что каждый из нас и есть Творец, управляющий своим дыханием, своим телом, своими эмоциями, своими чувствами…
А научившись управлять собой, мы учимся управлять временем, событиями, исполнением своих желаний. То есть благодаря концентрации энергии мысли мы творим себя такими, какими хотим себя видеть.
Стабильность (и физическая, и ментальная) не только во время медитации, но и в повседневной жизни станет вам заслуженной наградой. Практика — путь к совершенству, и только практика является верным путем достижения этого состояния.
Пратьяхара (отвлечение чувств от объектов внешнего мира) — это следующая важная составляющая практики. Чтобы практиковать пратьяхару надо успокоить ум и остановить поток внешней информации, воспринимаемый органами чувств. Садхака (медитирующий) не отвлекается совсем на внешние раздражители, и сам не совершает никаких действий. Практикующий учится чувствовать движение прана-вайи («внутреннее дыхание», движение воздуха в грудной клетке), пока не исчезнет ощущение физического тела и не углубится осознание потока праны.
Ещё одной составляющей нашей Гималайской традиции является
Джапа — практика повторения мантр.
Мантру каждому ученику подбирает Учитель во время посвящения. Однако некоторые мантры даются практикующему и без Дикши (посвящения в ученики), если Гуру сочтёт это необходимым. Только Гуру решает, кому и какую мантру дать. Общее правило говорит о том, что нельзя использовать в качестве молитвы мантры, содержащие биджи (особые мистические слоги, не имеющие самостоятельного лексического значения), их может дать только Гуру.
Желательно практиковать джапу только после получения Дикши, поскольку в настоящее время способность распознавания и восприятия звуковых вибраций в чистом виде нами практически утрачена. Существует лишь несколько мантр, которые можно читать без посвящения. Практика джапы оказывает влияние на все тонкие тела человека (физическое, эфирное, астральное, ментальное, казуальное, будхическое, атмическое), а её конечной целью является абсолютная тишина.
Гималайская йога учит нас понимать свою энергию и управлять ею.
Йога — это инструмент для очищения тела от токсинов и прочих вредностей, накопившихся за прошлые жизни и текущее проявление. А очистить требуется порядка 72000 энергетических каналов (нади), именно столько их в человеческом организме, из которых основных — 11, а самых значимых три: слева расположен женский канал — Ида (Лунный канал, гуна тамаса), справа находится мужской канал — Пингала (Солнечный канал, гуна раджаса) и по центру проходит Божественный канал — Сушумна (гуна благости).
Правый и левый каналы работают поочерёдно с периодом примерно в три часа. И примерно каждые три часа в зависимости от того, какой канал активен, человек может быть или вялым и ленивым (тамасичным) или активным и возбужденным (раджасичным), что, согласитесь, сильно утомляет. Гималайская йога поможет вам привести в гармонию работу этих каналов и направить течение энергии из них в центральный канал для того, чтобы находиться в состоянии осознанности, то есть Божественного присутствия.
Выполнение асан и пранаям, бандх и мудр стимулирует тот или иной энергетический центр, способствуя таким образом активному кровоснабжению и ускоренному метаболизму. Благодаря этому исцеляются первопричины недугов — блоки, образовавшиеся в теле из-за страхов, обид, разочарований.
Сделайте первый шаг и станьте на край йоговского коврика! На то самое место, где так много других людей стояло до вас. А теперь представьте, что у ваших ног — цветок лотоса, символ чистоты и божественности. Только вообразите, что все йоги, которые когда-либо жили на земле, стояли перед этим лотосом! Именно на том месте, где стоите сейчас вы.
Поднимите руки и сложите их перед сердцем в намасте.
Наклоните голову и прикройте глаза.
Сделайте глубокий вдох …