yoga cosmos
Гималайская йога
Путь к свободе!
«Йога это истина, которая помогает человеку познать её на собственном опыте, приблизиться к самому себе и достичь просветления.
… Существуют законы природы, законы, по которым живёт человеческое общество, законы жизни и личный опыт конкретного человека. Человек, сумевший познать эти закономерности и обратить их себе на пользу, может считать, что познал истину. Если же человек не видит, куда идти, то он так и будет блуждать впотьмах, если не произойдет какое-либо событие, которое направит его на правильный путь
Так в своей книге «Гималаи Говорят» писал знаменитый Махайог Махамандалешвар Джуна Акхары Сомнатх Гири Джи Махарадж или Пайлот Баба. Он являлся Махамандалешваром и духовным лидером ордена Джуны Акхары — одной из древнейших линий Саньясы, и немало сделал для популяризации Гималайской йоги во всём мире, в том числе в России и Украине. Однако это не означает, что он проповедовал некое священное писание и выступал в роли Мессии. С его точки зрения йога это путь познания себя и путь к достижению Самадхи (высшей степени медитативной концентрации и открытие «высшей истины», выражающейся в спокойствии сознания и снятии противоречий между внутренним и внешним мирами).

Пайлот Бабаджи
15.07.1938 - 20.08.2024

Гималайская традиция йоги

Одна из древнейших школ, и как целостная система она существует уже порядка пяти тысяч лет. Только вдумайтесь: пять тысяч лет! из уст в уста парампара великих учителей (Хари Баба, Аватар Баба и другие) предавали своё учение, свой опыт, свои традиции и уникальные знания, сохранив таким образом силу и энергию тех святых подвижников, которые и принесли Гималайскую йогу на эту землю.

Линия передачи Гималайской Крийя Йоги:


Шива – Агастьяр — Боганатар — Махаватар БабаДжи — Нараян — Сантоши — АватарБаба —ХариБаба — Сомнатх Баба (ПайлотБаба): Орден Гири.


Шива — Матьсьендранатх — Горакханатх — Сомнатх Баба (ПайлотБаба): Орден Натхов.


Таким образом, две линии Крийя йоги соединены в величайшем Маха Йоги Махамандалешваре Джуна Акхары Сомнатх Гириджи Пайлот Бабаджи.

IАди Шанкарачарья — воплощение Шивы, великий реформатор учения адвайты
Гималайскую традицию йоги называют Бхарати («бха» - знание, «рати» - любитель), и принадлежит она к йогическому ордену Джуна Акхара, одним из старейшин и хранителем которого являлся Пайлот Баба Джи.

Орден был основан в VIII веке нашей эры великим йогом Шри Ади Шанкарачарьей.

Именно Шанкарачарья объединил все древнейшие учения, которые были переданы древними мудрецами (риши) и существовали разрозненно как отдельные направления йоги, в единую систему. А своё название, что очевидно, она получила благодаря географическому месту своего появления. Одно из санскритских имён Индии — Бхарата — означает «земля духовного знания».

Направлений в йоге существует огромное количество: хат-ха йога, нада-йога, аштанга-йога, нидра-йога, кундалини-йога и др. Каждое из этих направлений работает с одним определённым аспектом.

Скажем, хат-ха йога больший акцент делает на здоровье тела, а кундалини-йога активнее работает с энергиями в то же время другие аспекты остаются мало затронутыми. Но так или иначе, развитие в целях достижения Самадхи требует гармонии, сочетания семи элементов самосовершенствования: ямы (отношение к внешнему миру), ниямы (отношение к своему внутреннему миру), асаны (положения тела), пранаямы (дыхательной практики), пратьяхары (контроля над органами чувств), дхарны (концентрации) и дхъяны (медитации). Эти семь составляющих – как семь цветов спектра белого света, который невозможен хотя бы без одного элемента.


Свобода — вот основная цель традиционной йоги. Любое из упомянутых направлений нацелено прежде всего на то, чтобы достичь внутренней свободы и возможности наслаждаться ею при любых внешних обстоятельствах, сколь сложными бы они ни были. Гималайская йога благодаря своему целостному, системному подходу и использованию всевозможных практик имеет очень много общего с классическим направлением.


Основной же целью Гималайской Сиддха-йоги является понимание способа возвращения от материи к своей истинной природе, затем к пране (жизненной силе), и в конце концов к своему Высшему Божественному Сознанию. Другими словами, подняться с грубого материального уровня к тонкому божественному.


Йога — это инструмент, при помощи которого возможно нивелировать дистанцию между телом, умом и истинной сущностью. Но это требует открытости, уверенности в себе и ежедневной работы над собой, поскольку только ежедневные практики способствуют познанию законов Вселенной и наполнению себя состоянием божественной любви и света. А прочувствовав Ананду (блаженство) и наполнившись благостью, вы сможете поделиться любовью с окружающим миром.

Пайлот Бабаджи (духовное имя Сомнатх Гири Махарадж) о Гималайской сиддха-йоге говорил так:
«Помните: все, что находится внутри вас, и все, что снаружи, взаимосвязано. Здесь заложена основа. Я завишу от всего, и все зависит от меня. Но современная йога далека от присущей ей былой формы. Различные физические упражнения фальшиво преподносятся как йога, и кто угодно с минимальным знанием асан может стать учителем йоги. Человек с помощью науки использует все, что вышло из Истины, но никогда не использует саму Истину для своей реализации. Тем не менее, если вы готовы и открыты, то в вашей жизни произойдет что-то великое.

Обучение йоге обязательно должно проходить под умелым и компетентным руководством человека, который сам усвоил высшие идеи о том, как прожить жизнь и достичь просветления. Поймите, Гималайская сиддха-йога это не заурядные голоса человеческих существ, а трансцендентальный метод распространения мудрости, тайное учение, которое передавалось только от Сат-Гуру к ученикам. Для данной практики в первую очередь важна ваша готовность получить эти знания. Практикуйте очищение своего тела, ума и интеллекта, приведите свою жизнь в надлежащее состояние с помощью асан, пранаям, мудр, бандх и медитаций. При этом старайтесь избегать мирской суеты, не позволяйте сбить себя с толку, помните: это земля людей божественных, просветленных и реализованных. К ним относитесь и вы.

Задумайтесь, свободный ли вы человек? Если вы жаждете истины, тогда отбросьте все, что вам мешает. Освободившись от рабства чужих мыслей, чужих идей и учений, рано или поздно вы придете к свету вашей Души. Добро пожаловать на путь Истины! Нет ничего более загадочного в жизни, чем сама жизнь. Мудрость состоит в том, чтобы вернуться обратно к Истоку, стать одним единым навеки».

Древние мудрецы говорят, что занятиям йогой следует посвящать не менее 1/6 части своего времени, тогда постепенно приходит понимание того, что именно эти практики и есть реальность, а ежедневная суета с мытьём посуды и движением по карьерной лестнице — это лишь иллюзия, на которую мы расходуем свою жизнь.


Но занимаясь Гималайской йогой нет необходимости отказываться от всего мирского, поскольку в этой традиции есть возможность развиваться и достигать просветления, не отрекаясь от своей семьи. При этом семейный человек меняет к лучшему не только себя, но и своих родных независимо от того, принимают ли они участие в практиках или нет. Более сложный путь достижения Высших знаний, связанный с отречением от всех материальных привязанностей, избирают лишь Великие души…


Система Гималайской йоги несмотря на схожесть со многими школами все же отличается от них тем, что занятия проходят с благословения Мастера, которое во время практики учитель передаёт ученикам. Во время занятий через асаны и пранаямы происходит глубокое познание себя, познание своего внутреннего мира, своего микрокосмоса.

Занятие Гималайской йогой состоит как правило из трех частей:
Сукшма Вьяяма и Асаны
Комплекс асан, которому предшествуют упражнения из Сукшма Вьяямы («сукша» — тонкий, мягкий, а «вьяяма» —упражнение), что в качестве разминки поможет разогреть мышцы и суставы перед выполнением асан и сделает занятие более эффективным.
Комплекс асан может быть любым, например, Сурья Намаскар (Приветствие Солнцу) из хатха-йоги, который помогает обрести должный настрой. После (или вместо) комплекса Сурья Намаскар могут выполняться и другие асаны или их последовательности для укрепления мышц, развития силы, выносливости, подвижности и гибкости.
Пранаяма
Пранаямы (дыхательные практики), помогают очистить и привести в гармонию прану (восходящий поток энергии) и апану (нисходящий поток энергии), составляют основную часть практики.

Здесь используются различные крийи (особые последовательности действий, выполняемые сознательно с тотальным контролем энергии), мудры и бандхи (замки).
Медитация
Медитация — это суть йоги, всё остальное предназначено для погружения в это состояние и его поддержание. В Гималайской традиции объединены все основные правила и принципы всех систем медитаций. Скажем, Випасана выдвигает на первый план осознавание дыхания, а трансцендентальная медитация сосредотачивается на повторении мантры. Медитирующий Гималайской школы учится расслабленно находиться в правильной позе и правильному дыханию, а затем объединяет осознанное дыхание с мантрой.

КТО Я? — вот главный вопрос, которым задается каждый садхака.

КО ХАМ? Ответ мы находим во время практики йоги ...


Выполняя практику асан ли пранаям, мы следим за дыханием и сосредотачиваемся на нём, проникаясь мантрой, дарованной нам при рождении — Со-Хам (Я есть То). Сохам — это имя нашей души. И так устроено, что мы имеем возможность вспомнить его, постоянно повторяя.

Прислушайтесь: «Со» — на вдохе и «Хам» — на выдохе.

Это мантра освобождения, концентрируясь на которой можно расслабиться, успокоить ум, достигнуть дхьяны и вспомнить наконец, кем на самом деле мы являемся.


В течение всей практики происходит концентрация внимания на определенном участке тела. Следом за вниманием перемещается и энергия, потому что энергия присутствует там, где находится внимание. Перемещаясь по телу, энергия пробуждает каждую клеточку организма, пробуждая бездонные запасы шакти, которые спят внутри нас, обеспечивая заряд бодрости и сил для многих и многих дел, до которых всё не доходили руки то из-за отсутствия времени, то по причине усталости.


Нехитрые практики дарят невероятные ощущения, понимание того, что каждый из нас — это бесконечный поток энергии, проявляющийся в чистом сознании. Когда энергия струится непрерывным ровным потоком, ум молчит, а сознание – ясное и чистое. В этот именно момент и может случиться дхьяна — осознавание того, что каждый из нас и есть Творец, управляющий своим дыханием, своим телом, своими эмоциями, своими чувствами…


А научившись управлять собой, мы учимся управлять временем, событиями, исполнением своих желаний. То есть благодаря концентрации энергии мысли мы творим себя такими, какими хотим себя видеть.

Итак, первое, что происходит на занятии Гималайской йоги — это очищение мыслей и эмоций, иначе будет трудно сосредоточиться на практике.


Чтобы сделать это быстро, в жизни следует соблюдать несколько очень простых правил:
Яма-нияма
Соблюдать определенные духовные правила личной и нравственной дисциплины, чтобы экологично взаимодействовать с окружающим миром.
Брахма-вихарам
Стремиться к возвышенным состояниям ума, которые позволят проявлять дружелюбие по отношению к счастливым и сострадание к несчастным, восхищаться добродетельными и оставаться нейтральным к недобрым.
Пратипакша-бхавана
Очищаться от тревожных мыслей (виткар) при помощи практики пратипакша-бхавана (замена одной мыли на другую).
Викшепы
Преодолеть девять препятствий (викшеп) на пути к концентрации — ментальную лень, сомнения, недостаток энтузиазма, праздность, стремление к чувственному удовольствию, ложное восприятие, отчаяние из-за невозможности концентрации и нестабильность концентрации. Викшепы можно распознать по дрожи в теле, неровному дыханию, унынию и тоске.

Стабильность (и физическая, и ментальная) не только во время медитации, но и в повседневной жизни станет вам заслуженной наградой. Практика путь к совершенству, и только практика является верным путем достижения этого состояния.


Пратьяхара (отвлечение чувств от объектов внешнего мира) — это следующая важная составляющая практики. Чтобы практиковать пратьяхару надо успокоить ум и остановить поток внешней информации, воспринимаемый органами чувств. Садхака (медитирующий) не отвлекается совсем на внешние раздражители, и сам не совершает никаких действий. Практикующий учится чувствовать движение прана-вайи («внутреннее дыхание», движение воздуха в грудной клетке), пока не исчезнет ощущение физического тела и не углубится осознание потока праны.


Ещё одной составляющей нашей Гималайской традиции является

Джапа — практика повторения мантр.


Мантру каждому ученику подбирает Учитель во время посвящения. Однако некоторые мантры даются практикующему и без Дикши (посвящения в ученики), если Гуру сочтёт это необходимым. Только Гуру решает, кому и какую мантру дать. Общее правило говорит о том, что нельзя использовать в качестве молитвы мантры, содержащие биджи (особые мистические слоги, не имеющие самостоятельного лексического значения), их может дать только Гуру.


Желательно практиковать джапу только после получения Дикши, поскольку в настоящее время способность распознавания и восприятия звуковых вибраций в чистом виде нами практически утрачена. Существует лишь несколько мантр, которые можно читать без посвящения. Практика джапы оказывает влияние на все тонкие тела человека (физическое, эфирное, астральное, ментальное, казуальное, будхическое, атмическое), а её конечной целью является абсолютная тишина.

Парампара линия передачи знаний очень важна
На последнем семинаре, который Пайлот Бабаджи проводил в Непале, он говорил о том, что сегодня любые знания можно найти в сети. Все сакральные мантры и обряды уже давно обнародованы и доступны. И только ваши усилия в практике могут превратить их в ваш собственный опыт. Эти знания могут привести к расширению сознания, а могут убить вас.

Проверяйте всех, кто советует вам читать какие-то секретные мантры, заказывать онлайн пуджи, проходить курсы, присутствовать на каких-то обрядах в Индии или вашей стране. Задавайте себе только один вопрос — где источник этой информации.

Гималайская йога учит нас понимать свою энергию и управлять ею.


Йога — это инструмент для очищения тела от токсинов и прочих вредностей, накопившихся за прошлые жизни и текущее проявление. А очистить требуется порядка 72000 энергетических каналов (нади), именно столько их в человеческом организме, из которых основных — 11, а самых значимых три: слева расположен женский канал — Ида (Лунный канал, гуна тамаса), справа находится мужской канал — Пингала (Солнечный канал, гуна раджаса) и по центру проходит Божественный канал — Сушумна (гуна благости).


Правый и левый каналы работают поочерёдно с периодом примерно в три часа. И примерно каждые три часа в зависимости от того, какой канал активен, человек может быть или вялым и ленивым (тамасичным) или активным и возбужденным (раджасичным), что, согласитесь, сильно утомляет. Гималайская йога поможет вам привести в гармонию работу этих каналов и направить течение энергии из них в центральный канал для того, чтобы находиться в состоянии осознанности, то есть Божественного присутствия.


Выполнение асан и пранаям, бандх и мудр стимулирует тот или иной энергетический центр, способствуя таким образом активному кровоснабжению и ускоренному метаболизму. Благодаря этому исцеляются первопричины недугов — блоки, образовавшиеся в теле из-за страхов, обид, разочарований.


Сделайте первый шаг и станьте на край йоговского коврика! На то самое место, где так много других людей стояло до вас. А теперь представьте, что у ваших ног — цветок лотоса, символ чистоты и божественности. Только вообразите, что все йоги, которые когда-либо жили на земле, стояли перед этим лотосом! Именно на том месте, где стоите сейчас вы.

Поднимите руки и сложите их перед сердцем в намасте.

Наклоните голову и прикройте глаза.

Сделайте глубокий вдох …

Вы можете начать практиковать уже сегодня!
Здесь неограниченный бесплатный доступ к двум видеоурокам по Гималайской йоге.
Регулярная практика йоги на коврике даст вам постоянный приток жизненной энергии, эмоциональную стабильность, ощущение легкости в теле и ясный ум.
Йогическая практика для всего тела.
Бонус - Гаятри комплекс
Полноценный комплекс асан и пранаям, который включает разминку, дыхательные практики, упражнения для проработки всего тела.

В этом занятии вы так же выполните Гаятри комплекс - один из самых эффективных способов набора энергии и жизненной силы.
Комплекс по Гималайской йоге

Регулярное выполнение практик йоги дает нашему телу легкость и силу, а также возможность чувствовать себя бодрыми и наполненными даже к концу рабочего дня.

На видео комплекс асан и пранаям на каждый день - упражнения в статике и динамике. Медитация сидя или шавасана лежа в конце (на выбор).
Онлайн курсы
Здесь вы можете выбрать онлайн курс или записаться на индивидуальную практику.

Ближайшие йогатуры в Гималаи Непала и Индии 2024 - 2025 гг.

Листайте галерею вправо и присоединяйтесь к духовным путешествиям
Индия.Гималаи.
14-25 октября 2024
Совершим паломничество в самый сильный Шивы в Гималаях и пойдем вглубь сбея на ретрите в Ришикеше
Непал. Даты:
3-15 ноября 2024
15-27 апреля 2025г
В этом туре будет все! Восьмитысячники, главное место силы в Непале, полеты на парапланах, сплав и прогулки на лодке! И конечно асаны и пранаямы, секретные техники гималайских йогов и буддистов.
Непал. Даты:
1-12 апреля 2025
Красивейший и самый популярный международный маршрут к подножию 8 ми тысячника Аннапурна.
Индия. Даты тура: 1-12 и 16-27 августа 2025 г
Побываем на крыше мира в Малом Тибете, посетим древнейшие буддистские монастыри и выполним практики тибетских монахов, проедем по местам, где проходила знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция Н. Рериха
Индия.Гималаи. Даты: 15-26 сентября 2025г
Очень впечатляющий маршрут - посетим главный храм Сикхов, резиденцию Далай Ламы, усадьбу Рерихов. Мы будем выполнять практики йоги и буддистские техники в высокогорных древних храмах, в буддистских монастырях и на горных вершинах.