Варанаси
Каши. Центр Вселенной. Начало начал мироздания и вожделенное место исхода для каждого. Самый необычный и самый мистический из всех существующих. Посетивший Варанаси получает духовное прозрение

Название Варанаси происходит от имен двух рек — Варуна (названа так по имени Варуны, древнего божества воды) и Асси. Варуна соединяется с Гангой на севере города, а Асси — на юге. По другой теории река Варуна раньше называлась Варанаси и это она дала своё имя городу, кстати некоторые древние тексты подтверждают именно эту гипотезу.


Возраст Варанаси по оценкам ученых составляет около трёх тысяч лет, но индусы полагают, что этот древнейший город гораздо старше. Он непрерывно существует более пяти тысяч лет и основал его сам Шива. Тогда город назывался Каши — «светоч», «город божественного света», а во времена правления британской короны носил имя Бенарес — «город тысячи храмов», «великое место кремации», «никогда не оставляемый Шивой», «воссиявший» …

Даже тот, кто только имеет намерение побывать в Каши очищает грехи трёх предыдущих жизней.
Каши Пурана (с)

Омываемый священными водами Ганги Варанаси — наиважнейший и наиболее почитаемый среди семи главнейших тиртх (священное место паломничества с источником воды для совершения омовения), центр притяжения бесчисленных паломников.


Еще одно из прошлых названий города — Анандавана («лес блаженства»). Когда-то на этом месте буйствовали леса, в которых было много ашрамов. В эти ашрамы прибывали учёные, философы, писатели со всей Индии. По мнению историков именно здесь появились первые Упанишады и философия Адвайты (Недвойственности). Постепенно здесь вырос город, который стал средоточием науки и искусств. Здесь проповедовали известнейшие пророки Махавира и Гуру Нанак, а более двух с половиной тысяч лет назад в десяти километрах от Варанаси в городке Сарнатх впервые свое учение поведал Будда.


Варанаси упоминается в древних индийских текстах: «Брахманах», «Упанишадах», в Пуранах, ведических эпосах «Махабхарате», «Рамаяне».

Много раз за время своего существования Варанаси подвергался захватам и тотальным разрушениям, однако как легендарный феникс возрождался из пепла.

Самый первый город на земле, Варанаси возник в том месте, где сражались Шива и Брахма, точнее там, где упала голова побежденного Брахмы. Шива отсёк одну из пяти его голов и повязал этот трофей себе на пояс для демонстрации своей воинской доблести. Но когда он шёл вдоль Ганги, голова упала и полностью ушла под землю. Это одна из великого множества причин высокой степени сакральности этого города.

Каши всегда был центром шиваизма. Здесь с особым почтением поклоняются Шиве, поскольку этот город считается земной обителью Шивы и его супруги. Говорят, что сразу поле свадьбы божественная чета поселилась на горе Кайлаш. Но однажды, разглядывая Землю, они увидели дивный город с бесчисленными потрясающей красоты храмами, дворцами и садами — Каши. Они решили покинуть свою небесную обитель и поселиться в этом чудесном месте.

Спустившись с небес в день Шиваратри Шива и Парвати присоединились к миллионам паломников, следовавших по дороге к Священному Городу. Впечатлившись преданностью пилигримов, которые в пути непрестанно восхваляли Шиву, Парвати предположила, что все они достойны того, чтобы попасть в рай. Однако Шива возразил ей, сказав, что каждый из этих путников переполнен эгоизмом и потому им нет места в раю, а будь по-другому, то город Каши уже давно был бы святым.

Чтобы разрешить свой спор, они решили принять облик старых немощных нищих. Они расположились на обочине дороги, по которой шли богомольцы с камандалами с водой из Ганги, сосудами для специальной церемонии — омовения лингама. Женщина умоляла их дать воды для её умирающего от жажды мужа. Однако никто и не подумал остановиться и помочь им, более того, над ними насмехались и требовали убраться с дороги.

Но нашелся-таки в конце-концов мужчина, посочувствовавший страдающим старикам. Он достал свой сосуд из тыквы и принялся поить старика. В этот момент Парвати попросила их спасителя рассказать о других добрых делах, совершенных им ранее. Но мужчина честно признался, что был вором и впервые испытал сочувствие при виде чужого горя. Тогда Шива и Парвати явились ему в своём божественном обличии и благословили его правом попасть в рай. Единственного из всей этой многомиллионной толпы…

Энергию Шивы можно почувствовать в каждом уголке этого священного города, он просто пропитан ею. Не смотря на просьбы Парвати, которая, соскучившись по Гималаям, начинает проситься на Кайлаш, Шива не возвращается туда, поскольку Каши — это Авимукта, город, который Шива не покинет никогда.

Как известно, старые европейские города проектировались с шириной улиц, достаточной для проезда телеги. Улочки же Варанаси рассчитаны на одну-две коровы, которые едва-едва могут разминуться на них, если случайно встретятся. Улочки эти настолько узкие, что жители соседних домов ходят друг к другу в гости буквально перепрыгнув из одного окна в другое. По обеим сторонам улиц стоят невысокие трёх- или четырёхэтажные дома, которым по несколько сотен лет.


Варанаси знаменит своей культовой архитектурой. Считается, что здесь есть храмы всех индийских богов: от Вишну, Сурьи, Ганеши и многих аспектов Матери Дэви до планет, полубогов-бхайравов, йогинов и поэтов. Не зря один из эпитетов этого места — Город тысячи храмов. На самом деле их гораздо больше. Даже в самом узеньком переулочке можно наткнуться на небольшой храм.

Каши Вишванатх — Золотой Храм

Самый известный из всех храмов Варанаси — Каши Вишванатх. Он располагается в хитросплетении узеньких улиц и переулков города и едва заметен среди стен окружающих его домов. Хотя нынче со стороны гхатов к храму можно подойти по широкой новой лестнице и попасть в целую череду современных построек: здесь паломники могут оставить свои вещи, отдохнуть, пойти в кафе и покушать. Ведь многие из них добираются в Варанаси неделями. Иностранцам необходимо пройти специальную процедуру в офисе, прежде, чем их допустят в храм. Дотронуться к самому шивалингаму нам теперь не дают. Хотя раньше было иначе ...


Храм посвящен Господу Шиве, Повелителю Вселенной (именно так переводится слово Вишванатх), а своё название получил благодаря своему высоченному (15,5 метров) золотому куполу. Впервые об этом храме говорится в древних индуистских текстах Сканда Пуранах. Он был построен в одиннадцатом веке и за свой долгий период существования много раз разрушался мусульманскими захватчиками и отстраивался вновь, став несокрушимым символом религиозных традиций Индии.

Единственное посещение этого храма паломником приравнивается к заслугам от посещения остальных Джьотирлингамов.

Джьотирлингам — это несотворенный или самопроявленный лингам Шивы, а также название двенадцати святынь в шиваизме.

В 1780-85 годах храм был восстановлен правителем города Индаурой. А в 1839 году махараджа из Пенджаба Ранджит Сингх подарил городу около тонны золота для покрытия купола восстановленного храма. Но настоящая слава этого храма не в золотом куполе, а в том, что здесь хранится один из двенадцати сакральных Джьотирлингамов — Ади Вишвешвара.
12 ДЖЬОТИРЛИНГАМОВ
По легенде бог Шива впервые явился в виде Джьотирлингама — бесконечной колонны из света и огня, пронзающей небо и землю для того, чтобы разрешить конфликт Брахмы и Вишну, которые всё никак не могли выяснить, кто же из них могущественнее. Шива предложил им отыскать верхний и нижний края лингама. Вишну признал своё поражение, а Брахма схитрил и обманом хотел убедить Шиву, что выполнил задачу. За что и поплатился головой!
Джьотирлингам это высшая неделимая реальность, олицетворением которой является господь Шива бесконечный и изначальный.

Всего существует 12 Джьотирлингамов, отражающих различные аспекты Шивы, а самый важный из них находится именно в Варанаси. Внешне он мало чем отличается от обычного — простой закругленный каменный цилиндр, являющий священную воспроизводящую силу Шивы. И только настоящий преданный, достигнувший высокого уровня духовного развития, способен увидеть в нём божественный огненный столп.

Этот лингам стоял еще в первоначальном храме на протяжении тысячи лет, а в период нападения на город и разрушения храма его спрятали в колодце. Сегодня святыня хранится на серебряной платформе в углублении в центре внутреннего святилища. Лингам всегда украшен цветами, его обвивает серебряная кобра, капюшон которой защищает лингам сверху. Ежедневно к этой святыне тянется бесконечная очередь верующих с цветами и другими дарами.

С северной стороны храма расположен легендарный Джняна Вапи — колодец мудрости, испив воду из которого, можно обрести абсолютное знание. Когда мусульманские захватчики вторглись в храм, главный священник храма прыгнул в этот колодец, держа в руках джьотирлингам, чтобы скрыть его от врагов.

Ежедневно Каши Вишванатх посещают около трёх тысяч паломников со всей Индии, а в дни важных праздников и фестивалей индуизма их число приближается к миллиону.
  • Кедарешвар
    Знаменитый храм Варанаси является символическим воплощением храма Кедарнатх в Гималаях, где хранится еще один джьотирлингам. ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ В старинных книгах о Каши Кедарешвар упоминается одним из первых.
  • Аннапурна Бхавани
    Храм посвящен Богине Матери. Благожелательному аспекту, в котором она властвует в Варанаси (и потому этот храм является главным из всех, почитающих Богиню Мать).
  • Шани Шингнапур
    В этот храм приходят, чтобы отвести от себя зло и с молитвами об этом здесь поклоняются Сатурну в образе черного каменного Бога. Он — вершитель кармы и от его милости зависят многие повороты нашей судьбы.
  • Храм Дурги
    В этом же храме Богини Матери поклоняются её гневному аспекту воительницы. Храм Дурги еще иногда называют Обезьяним храмом, поскольку вокруг него всегда собирается много обезьян.
Жители города в основном занимаются обслуживанием многочисленных городских храмов. Причиной возникновения здесь производства известного на всю Индию шелка, славившегося еще во времена Будды, было то, что жрецам и изображениям божеств требовалась красивая одежда.
Гхаты Варанаси
Другой особенностью культовой архитектуры Варанаси несомненно являются гхаты (или гаты), которые тянутся вдоль западного берега Ганги более чем на пять километров.

Гхат (священное место омовения) — это особая каменная лестница, спускающаяся прямо к реке, служит для исполнения различных религиозных церемоний. Гхаты в Варанаси (их здесь 84), пожалуй, самые многолюдные во всей Индии, здесь кипит основная жизнь Варанаси, они — своеобразное «место силы» и центр всех событий города.

В легендах сказано, что в этом месте на дне Ганги находится пять миллионов лингамов, что объясняет особое рвение индусов совершать обряды именно здесь. К этому можно добавить ещё и тот факт, что в Варанаси Ганга течёт на север, в направлении Кайлаша, нарушая при этом все мыслимые законы гидродинамики, а не на юго-восток, как она делает это по всей стране.

Перед восходом солнца, когда тысячи паломников выходят к реке, чтобы встретить рассвет, берег Ганги оживает. Погружение в воды священной реки в это время очищает от страданий и грехов многих поколений. Каждый верующий общается с рекой по-своему: кто-то купается, кто-то преподносит жертвоприношения в виде цветов и фруктов, кто-то наполняет сосуды священной водой для совершения ритуалов дома, кто-то поёт Гаятри Мантру, стоя по грудь в воде.

Одним из важных ритуалов в Варанаси является Панчтиртхи Ятра: посещение пяти наиболее важных и священных гхатов: Аси, Кедар, Дасашвамедх, Панчганга и Маникарника. Считается, что эти пять гхатов обладают наибольшей духовной силой.

Варанаси возвышается на трёх холмах, символизирующих три острия трезубца Шивы. При этом весь город сосредоточен на западном берегу Ганги, а вот на восточном берегу нет и никогда не было никаких построек. Здесь совсем ничего нет. Восточный берег это мир мёртвых, поэтому там не живут даже животные. На этом берегу обитают только души умерших, которые были переправлены сюда Шивой.

Разрушительная энергия Шивы направлена на искоренение иллюзии. Шива уничтожает смерть. Он уничтожает время, освобождая верующих от его оков и ставя их вне времени, и таким образом спасает их от смерти, поскольку только то, что существует во времени, обречено на гибель.

Будучи обителью Шивы и одним из Сапта Пури, семи священных городов Индии, Варанаси считается самым благоприятным местом для ухода в мир иной. Сюда приезжают специально, чтобы закончить свой жизненный путь. Потому что тот, кому повезло умереть в Варанаси, получает шанс обрести мокшу, то есть достичь немедленного освобождения от цикла рождений и смертей. Тем, кто умирает в этом городе, Шива является лично и в последние мгновения жизни обучает их тарака-мантре («тарака» — это «лодка», «спасение», «преодоление»), произнеся которую человек вырывается из бесконечной череды перевоплощений, а его душа получает новую форму существования.

Сюда же привозят тела умерших, чтобы сжечь на одном из гхатов. Пока тело не сожжено, душа будет пытаться вернуться в него, поскольку сильно привязана к телу и не хочет уходить из него. Искать свой путь душа начнет только после того, как тело будет уничтожено огнём. Кроме того, кремация (антьешти) возвращает тело человека к его пяти исходным элементам, из которых оно состоит: огня, воды, земли, воздуха и пространства (эфира).
Кремация на Маха Шмашане
Ещё одно имя Варанаси — Махашмашана, Великое место кремации. Здесь имеются специальные наиболее священные гхаты — Маникарника, Харишчандра, Панчганга — предназначенные только для церемонии похорон.

Наиболее знаменитым является гхат Маникарника. Согласно мифам здесь в течение долгих тысячелетий медитировал Господь Вишну, который благодаря своей мудрости смог убедить Шиву не разрушать город. В благодарность за сохранение города Вишну устроил в этом месте купальню для божественных супругов, а во время омовения Шива уронил свою серьгу в воду. Это и дало название гхату: «Мани» означает «драгоценность», а «карника» — «ухо».

Погребальные костры горят здесь днем и ночью, не затухая, уже несколько тысяч лет. Тела умерших сжигают, а прах отправляют в воды священной реки, даруя душе покойного очищение от грехов и завершая цикл Сансары.
Маникарника Гхат
Однако есть некоторые категории покойников, которых бросают в реку, не сжигая. Это прокаженные, беременные и маленькие дети. Также не кремируют садху (отщельников). Индусы считают их святыми. Запрещено сжигать и умерших от укуса кобры, поскольку считается, что они находятся в некоем пограничном состоянии и могут вернуться к жизни. Их отправляют вниз по течению Ганги, предварительно завернув трупы в полиэтиленовую пленку и прикрепив табличку с именем и домашним адресом. Медитирующие на берегу отшельники такие тела стараются выловить и медитациями пытаются вернуть к жизни. Известны случаи, когда им удавалось с помощью особых ритуалов оживить усопших.

Процедура кремации не бесплатная, однако фиксированной цены нет. Оплатить требуется необходимое количество дров, цена которого зависит от породы дерева. Обычное дерево стоит 4 рупии за килограмм. И для полной кремации требуется 300-400 килограммов дерева. Дороже всего стоит сандал — около 200$ за килограмм.

Каждый погребальный костер на Маникарника гхате зажигают от священного огня, который был дарован Господом Шивой и горит здесь уже более 5000 лет.

Тела покойных, украшенные цветами и умащенные маслами, оборачивают в белую ткань (умершую женщину, чей муж ещё жив, оборачивают в ткань красного цвета) и помещают в погребальный огонь, а пепел и несгоревшие останки (если таковые есть), сбрасывают в воды Ганги.

Ритуал обычно совершает старший сын покойного, которому предварительно бреют голову. Именно он разобьет череп покойного отца, если тот не треснет во время кремации. Именно в этот момент душа покидает тело.

Плакать во время кремации нельзя, иначе душе усопшего будет еще тяжелее покидать тело. Или вовсе она решит остаться, увидев горе близких людей. Именно поэтому вы редко увидите на кремационных гхатах женщин, которые пришли провожать в последний путь своих родственников.

Заведуют погребальным обрядом неприкасаемые. Это особая самая низшая каста среди всех индийских сословий. Им запрещено жить среди других людей. И они теснятся в основном в кварталах, прилегающих к гхатам.
Садху. Агхори
Религиозность для индусов — это не пустой звук и не просто свечка в церкви. Духовность — это образ жизни. Их день начинается и завершается почитанием богов и гуру, а в каждом доме, офисе, кафе, магазине всегда есть алтарь со святынями.

Есть здесь и особые люди, чья цель жизни — достичь мокши (просветления) и соединиться с Брахманом в текущем воплощении, что для обычного человека с его ежедневной суетой задача просто невыполнимая. Садху же посвящают свою жизнь только одной цели. Они категорически отвергают мирскую жизнь, сконцентрировавшись на Высшей Реальности, находящейся за её границами. Оборвав свои семейные узы, они живут вне общества, без дома и какого-либо имущества, употребляя скудную пищу и одеваясь в минимум одежды. Большую часть своего времени они сидят у дхуни, медитируя и поклоняясь божеству. Большинство из них проводят различные магические ритуалы, практикуют йогу и медитацию для укрепления своей духовной силы.
Простому обывателю трудно понять такую степень самоотречения. Прибавьте к этому еще и экстремальные умерщвления плоти, на которые идут некоторые садху ради ускорения процесса достижения просветления. Например, некоторые постоянно держат правую руку поднятой вверх до тех пор, пока она не усохнет. Другие не садятся или не ложатся годами. А некоторые голодают или годами соблюдают обет молчания.
Лали Баба — агхори из Варанаси
Есть также и совсем неординарные формы аскезы.

Адепты мистической экстремальной секты Агхоры являются постоянными обитателями мест кремации. Агхора («а» означает «не», «гхор» - «ужас») переводится с санскрита как «не ужасающийся». Агхори не разделяют проявления Бога на светлые и темные, положительные и отрицательные. Живых и мертвых они воспринимают одинаково, потому как весь мир для них уже потенциально мёртв. Практикуя жуткие вещи, такие как манипуляции с трупами и черепами, жизнь на местах кремации, употребление в пищу разложившихся останков животных и даже людей, агхори пытаются шагнуть за пределы влечения и отвращения, они стремятся стать подобными Луне и Солнцу, ветру, воде и времени — всем тем вещам, которые дают и забирают жизнь всей материи во Вселенной без различия на высокое и низкое, плохое и хорошее.

Несмотря на шокирующие ритуалы, к агхори в Индии относятся не только терпимо, но с большим почтением. Индусы верят, что они обладают экстраординарной силой. Многие убеждены, что если они помешают «избранникам Шивы» поедать мертвецов и совершать свои ритуалы, то их души будут прокляты.
Ганга Арати
Одно из самых зачаровывающих зрелищ Варанаси происходит каждый вечер на гхате Дасашвамедх. Этот ритуал называется Ганга Арати. Ритуал Арати произошел от ведической homa (хома ритуал огненного жертвоприношения). Арати выполняется для усиления и закрепления любви к божеству или божествам. На санскрите "aa" — предлог "к", "rati" или "rti" — "право, сила". Приблизительный точный перевод – Правому, Сильному.

Ганга Арати начинается после заката около шести-семи часов вечера каждый день и длится около часа. Группа молодых индусских священников-браминов исполняет особенный ритуал с зажженными свечами и масляными лампами, в ходе которого Ганге преподносят различные пожертвования, означающие пять первоэлементов: огонь, благовония, масло гхи, цветы, воду, сандаловую пасту и прочее. Подношение света осуществляется в виде масляных ламп. Фитиль в лампе олицетворяет цепляние за эго, масло символизирует муки в колесе самсары, а пламя – это мудрость. Как пламя сжигает фитиль и поглощает масло, также и сознание разрушает привязанность к эго и таким образом уничтожает все страдания.

Этот красочный ритуал выражает поклонение Шиве, священной Матери Ганге, Сурье (Солнцу), Агни (огню), и всей Вселенной. Ритуал Ганга Арати невероятно зрелищный, не сравнимый ни с чем. Вечерняя прогулка вдоль Ганги подарит вам незабываемые впечатления от зрелищного Ганга Арати, который удобнее всего наблюдать именно с реки.
Photo by Jacob
Photo by Leio
Photo by Mike
Photo by Jacob
Photo by Shifaaz
Photo by Jacob
Photo by Marion
Photo by Jason
Photo by David
Вообще прогулка на лодке на рассвете по Ганге вдоль гхатов — это особая фишка Варанаси, ради которой сюда приезжают сотни тысяч туристов. Она даст вам возможность почувствовать ауру города, его аутентичность. Как Венецию невозможно представить без прогулки на гондоле, так и Варанаси можно познать, лишь прокатившись вдоль него на лодке.

Прогулка на рассвете приоткроет для вас завесу над тайной души индусов. Глядя на город с воды, можно понять, насколько Варанси многообразен и силен. В это время всё население выплёскивается на гхаты для совершения омовения: резвящаяся малышня, женщины в разнообразных красочных сари, колоритные мужчины, брамины в белоснежных дхоти (традиционная мужская одежда), дымят благовония, плывут гирлянды из цветов, над рекой нависают стены сказочных старинных дворцов… Фигуры паломников, произносящих в лучах восходящего солнца молитву у Ганги на фоне индуистских храмов, является, без сомнений, одной из самых запоминающихся достопримечательностей в мире.

Варанаси — один из самых священных городов Индии, который является границей между миром живых и миром мёртвых, едва заметной гранью между физической реальностью и божественной вечностью. Сюда спустились с небес боги, а простые смертные отсюда отправляются на небо. Этот город меняет привычные концепции и заставляет думать. Здесь меняется внутренняя сущность человека.
Исчезнет всё и только Каши, Вечный город, будет продолжать сиять источником Света. Город мёртвых — самый живой на планете ...