Кумбха Мела — без преувеличения величайший праздник на планете. Во всех смыслах. Увидеть это событие своими глазами — это как увидеть душу Индии, священную и мистическую, которая надёжно скрыта от чужих глаз.
До ста миллионов паломников прибывают в Индию со всех концов мира. Для сравнения: население России на начало 2024 года составляет около 146 миллионов. Мистические нага-бабы, покрытые пеплом и укутанные в небо, нескончаемые вереницы садху, йогинов, риши, гомон многомилионной толпы преданных, гул священных раковин и грохот ритуальных барабанов дамару, низкий вибрирующий звук которых схож с сердцебиением и символизирует звук творения Вселенной …
Суть этого празднества остаётся неизменной не одну сотню лет. И сегодня, как и в давние времена, не счесть числа желающих совершить омовение в прохладных водах священной реки.
Этот фестиваль — замечательный шанс для тех, кто находится в поиске истины, пообщаться с мудрецами и получить ответы на свои вопросы, это уникальная возможность найти своего гуру, духовного наставника. Некоторые прибывают на Кумбха Мелу буквально на один день, чтобы прикоснуться к этому единению душ, принять омовение и очиститься от ошибок прошлого.
Праздник этот не ограничивается лишь ритуальным погружением в воду. Скорее совершение омовения в святом месте — это лишь предлог, чтобы приехать послушать святого… В это время прибывшие на фестиваль учителя, монахи и духовные лидеры выступают с лекциями, проводят сатсанги (общение мудрецов) и множество других мероприятий, таких как своего рода «собор» (встреча святых отцов), где решаются всевозможные вопросы: от религиозной тематики до просветительской и общественной. Решения, принятые на таких «соборах», передаются верующим по всей Индии, для которых слово садху — непререкаемая истина.
Точный возраст этого фестиваля невозможно установить. Большинство индуистов верят, что Кумбха Мела зародилась в доисторические времена, упоминание о ней имеется в легенде о Самудра Мантхане — Пахтании Океана. Эта легенда описана во многих древних индийских текстах (Бхагавата Пурана, Махабрахара и Вишну Пурана).
Итак, раз в двенадцать лет, когда Юпитер совершает полный круг вокруг Солнца и входит в созвездие Водолея, а Солнце — в созвездие Козерога, при этом Луна находится в созвездие Овна, в одном из упомянутых четырёх городов (а также в радиусе примерно 45 км) возникает особое завихрение энергии, которая невероятно благоприятна для развития всех живых существ на планете. Именно на эти четыре сакральных города проливается из Космоса нектар бессмертия, а вода в реке превращается в амриту и становится священной.
Ритуальное омовение является ключевым моментом праздника. Вода в сангаме имеет гармоничную структуру и чистейшую энергию. И если обычная вода очищает лишь видимый грубый физический уровень, то священная вода омывает тонкое тело, убирая все негативные мысли и их отпечатки из подсознания, возвышая вибрации души и очищая этим доступ в духовный мир.
Энергетика святых рек во время этого праздника становится настолько сильной, что лишь один раз погрузившись в воду верующий может смыть из подсознания все препятствия, мешающие ему двигаться к Господу. Божественная река смывает грехи прошлых жизней, восстанавливает энергетику и возвращает божественные настройки душе, поэтому преданный, омывшийся в этот период в реке, после завершения земного пути уходит в мир иной, чтобы уже никогда не вернуться в колесо сансары.
Индусы верят, что после омовения человек никогда не будет прежним. Окунувшись в воды сакральной реки, преданный делает шаг не только в своём личном духовном развитии, но и в духовной эволюции всего мира. Надо лишь оказаться в нужное время в нужном месте.
Интересно заметить, что индийские женщины в присутствии посторонних мужчин совершают ритуальные омовения прямо в одежде, чтобы не вызывать у них вожделения. Считается, что если посторонний мужчина посмотрит на женщину с похотью, то она потеряет своё благочестие, свою наработанную положительную карму. Такие взгляды мужчин энергетически уничтожают репродуктивную систему женщины и лишают её личного счастья. Может быть поэтому у западных женщин, которые не сильно беспокоятся о целомудрии в своём облике, так много женских болезней и проблем, а путь к тихому семейному счастью может оказаться закрытым на несколько жизней вперёд.
Поэтому люди, прибывающие на Кумбха Мела являются самой важной частью этого фестиваля. Здесь можно увидеть представителей индийских течений и сект всех мастей и калибров. Даже боги и демоны — те самые участники двенадцатилетней битвы за амриту — не пропускают это мероприятие.
На фестивале можно встретить и ученых, приезжающих сюда на все время празднования. Они изучают, например, способность индийских женщин переносить на голове груз до пятидесяти (!) килограмм. Оказывается, это достигается за счет правильной осанки и концентрации внимания в точке над головой.
Одной из ключевых особенностей Кумбх Мела были лагеря и процессии садху (монахов). К XVIII веку многие из них объединились в акхары (отряды воинов-аскетов), и до 1947 года они занимались организацией фестиваля (потом эту функцию взяли на себя правительства штатов). Они организовывали материально-техническое обеспечение, охраняли порядок, решали конфликты и собирали налоги. Кроме того, они также были главной достопримечательностью праздника. Одетые в одежды цвета охры, символизирующие огонь и отречение, они всегда привлекают особое внимание.
По древней традиции ритуальные омовения в амавасью — самый значимый день фестиваля, когда воды реки становятся густым нектаром бессмертия, — тринадцать садху акхар первыми совершают погружение в реку. Это событие называется шахи снан или раджоги снан (Королевское омовение).
Всё начинается с фееричного шествия с флагами, слонами, лошадьми и музыкантами, полуобнаженными или обнаженными монахами, вымазанными пеплом (бхасмой) и украшенными гирляндами из цветов. Гордо потрясая своими трезубцами, они распространяют вокруг себя особую целительную шакти (энергию), накопившуюся в них за долгие годы аскез и практик. Каждый отряд имеет свою символику, свою эмблему и божество. У каждой акхары есть своя родословная святых и Гуру. Чтобы показать свое уважение этой процессии монахов, посмотреть её собираются огромные толпы паломников. И как только они закончат омовение, этот самый важный день для совершения этого ритуала откроется для всех участников фестиваля.
Основной же целью прибытия садху на Кумбха Мелу является дарование возможности паломникам общаться с ними и принимать «даршан» (лицезрение, видение бога), когда происходит общение с божеством, и верующий может визуально «испить» божественную силу.
Лагеря садху располагаются на необъятной территории в месте слияния священных рек Ганги, Ямуны и подземной невидимой реки Сарасвати. На несколько недель это пустынное место превращается в удивительный сказочный город.
Самыми потрясающими и запоминающимися являются монахи, принадлежащие к одной из наиболее аскетичных традиций — Наги. Как говорят в Индии Одетые в небо, больше похожие на призраков, чем на людей, они способны вызвать ужас у неподготовленного зрителя. Очень часто их можно увидеть в окружении змей, как настоящих, так и символических, поскольку нага в переводе с санскрита значит змея.
Их жизнь проходит у священного огня дхуни, который для них является и домом, и храмом, и местом силы. А вибхути (пепел из дхуни) — это панацея от всех бед и болезней. Для нагов это еще и одежда, защищающая их от холода и надоедливых насекомых. Да-да, большинство нагов ходят покрытые лишь пеплом от макушки до пят не просто так. Это — часть их духовной практики, направленной на то, чтобы не забывать о конечности существования в материальном мире.
Наги не стригут волос и всклокоченные, собранные на голове в некое подобие корон, они могут достигать длины более двух метров. Но это не говорит об их неопрятности. Эти монахи совершают полное омовение после каждого посещения туалета, и это не считая обязательных утреннего и вечернего омовений. Подобно другим монахам наги соблюдают обед безбрачия с целью трансформирования сексуальной энергии в свои мистические сверхспособности, часто благодаря тантрическим практикам.
Одно из главных таинств, проводимых нагами раз в три года — это Санскара, обряд посвящения в традицию Нага Баба.
Длится он около суток. Для нагов обряд Санскары — это второе рождение. Начиная с момента инициации монах обривается наголо (остаётся только одна прядь на макушке, которую срежет Гуру), получает новое имя, и теперь его имущество компактно умещается в маленькую сумочку джоли. Теперь Гуру и другие члены сообщества — его семья. За сутки инициации уверенные сильные мужчины трансформируются практически в младенцев. Все прежние представления о себе, привычки и привязанности рушатся, чтобы уступить место новой жизненной энергии. Получивший инициацию и вошедший в санньясу (отречение от мирской жизни) монах обретает нерушимую связь со всей многовековой традицией Нагов вплоть до самого её основателя.
Получить посвящение в Наги в прежние времена было непросто, особенно иностранцам и женщинам. Но в настоящее время для поддержания традиции правила заметно смягчились и среди Нагов можно встретить и женщин, и иностранцев.
Кумбха Мела — это самое крупное мирное собрание и самое крупное собрание паломников на планете. Этот фестиваль внесён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Своего пика численность паломников достигает в день Амавасьи. Согласно информации организаторов последней Кумбха Мелы за один день 10 февраля 2013 года на фестивале присутствовало 30 миллионов человек, а 4 февраля 2019 года — 50 миллионов паломников. В этом году ожидают 120 миллионов в день Королевского омовения и всего за время фестиваля от 400 млн. до 450 млн. человек.
Поскольку и менее людные мероприятия не проходят без жертв, а история фестиваля имеет свою печальную статистику (в 1954 году в Аллахабаде в давке погибло 800 паломников, а в 2003 в Насике — 39 человек), то в настоящее время власти штата делают всё возможное для поддержания порядка и избегания несчастных случаев. Гигантский палаточный город разбивается на сектора. Каждый сектор разбит на довольно широкие (порядка тридцати метров) улицы, на каждом углу стоят полицейские, которые точно указывают, где какой сектор, где туалет, где вода. Устанавливаются даже ретрансляторы для обеспечения паломников надёжной связью, не говоря об освещении и наличии госпиталей.
Паломничество на Кумбха Мелу стоит продумывать сильно заранее. Особенно следует озаботиться бронированием жилья. Вариантов проживания великое множество: от бесплатных муниципальных палаток (кстати, можно и со своей) до платных вариантов с различной степенью комфорта. Однако, если заниматься этим вопросом за несколько недель до начала, то скорее всего вариантов уже не будет никаких. Лучше озадачиться бронированием за несколько месяцев до начала праздника. Обычно на официальном сайте публикуются списки принимающих отелей и дхарамшал.
Не стоит надеяться на то, что жилье можно найти в момент прибытия. Цены в гостиницах и гестхаусах пробивают все мыслимые потолки, возрастая в пять-десять раз, а место для спальника в палатке может стоить как ночь в хорошем отеле. При этом даже за эту космическую цену найти место практически невозможно.
Посещение Кумбха Мелы не просто прогулка, оно требует скрупулёзной подготовки не только в плане бронирования жилья. Как и в любом паломничестве здесь важна духовная и физическая чистота, для достижения которой необходимо придерживаться вегетарианского питания, отказаться от негативных помыслов и действий, настроиться на божественное и быть в медитативном настроении.