C 14 января по 25 февраля в городе Аллахабаде (Праяг) прошла очередная Кумбха Мела, не побывать на которой, было бы преступлением, особенно для правоверного хинду!
По первым впечатлениям в день мауни амавасьи стало понятно, что в этом году здесь собралось больше народа, чем на Меле 2001 года и, конечно, гораздо больше, чем в Харидваре в 2010 году.
С чем это связано? Сложно сказать однозначно, но стремление масс индийцев к улучшению кармы и получению мукти, обещанного священными писаниями, сделало этот праздник самым большим собранием людей на планете.
В последние десятилетия этот фестиваль с каждым разом посещает все больше жителей западных стран, так или иначе имеющих отношение к йоге и индуизму в целом. Особенно впечатляет количество соотечественников, присутствовавших на Кубха меле. Это говорит о том, что философия санатана дхармы (индуизма) все больше и глубже проникает на просторы постсоветского пространства.
Широкое освещение этого события в рунете и отправление групп паломников, организованное последователями Пайлота Бабаджи и несколькими туроператорами, специализирующимися на турах в Индию, сделало возможным посещение этой психоделической мистерии всем желающим, а таковых оказалось немало. Как бы там ни было, но на фоне полевых сводок с пляжей Гоа о плохом поведении рашн пипл, такое массовое увлечение славян йогой и ведической культурой, меня лично, приятно удивляет.
История Кумбха Мелы
История Кумбха Мелы уходит своими корнями в глубокую древность и описана в Пуранах и Итихасах, например в Бхагавата пуране (гл. 5-11). Мне бы хотелось рассказать, сквозь призму священных писаний, о духовной очищающей силе Праяг-Сангама — древнейшего места паломничества, где и проходит раз в двенадцать лет Праздник Кувшина (Кумбха мела).
В Брахма-самхите рассказывается, как господь Брахма искал место для проведения жертвоприношения Пракришта Ягьи и остановил свой выбор в районе Сангама — места слияния трех священных рек Ямуны, Ганги и Сарасвати. Впоследствии это место стали называть Праяг, т. е. место, где было совершено грандиозное жертвоприношение.
Всего на Ганге насчитывается четырнадцать таких праягов, но Праяг-радж (Аллахабад), считается самым значительным из них. В Махабхарате (Вана-парва) говорится, что Праяг является мадхьей, центральным из пяти веди — жертвенных алтарей земли. Остальные веди: Курукшетра, Гая, Вираджа и Пушкара.
В Сканда, Маркандея, Брахма и Вараха Пуранах говорится, что Праяг является самым почитаемым святым местом во вселенной. Омывшись в слиянии трех священных рек в Праяге, человек попадает в рай, а тот, кто умирает там, навеки покидает материальный мир. Многие святые и Аватары с древних времен считали своим долгом посетить Праяг и омыться в Сангаме, а также, это место долгое время являлось обителью великих мудрецов — Бхарадваджа и Дурвасы Муни.
Американский писатель Марк Твен посетил Кумбха Мелу, проходившую в 1894 году в Праяге, о которой он пишет: "Удивительно наблюдать, как вера побуждает тысячи и тысячи людей — и немощных стариков и юношей — без колебания и роптания входить в ледяную воду."
По прибытии в Сангам, в первую очередь хочется познакомиться с различными течениями индуизма, получить даршан и благословления садху, послушать лекции, покушать прасада, принять участие в ягьях, киртанах и харинамах, попеть мантры с брахманами и, конечно же, омыться в святых водах Сангама — ради чего сюда все и собрались.
Конечно, за те три дня, что мы здесь были, сложно выполнить всю желаемую программу, но все же кое-что нам удалось!
Мы послушали лекцию Радханатха Свами — автора известной автобиографической книги «Путешествие домой».
Взяли интервью у Рампури Бабаджи — одного из старейшин ордена Джуна Акхара, также выходца из Америки, и автора книги «Рампури — биография голубоглазого йогина».
Поучавствовали в харинаме гаудийа-вайшнавов.
Провели какое-то время у нага бабов — самых архаичных представителей санатана дхармы.
Приняли Шахи Снан (королевское омовение) и присоединились к параду «Садху Кумбха Мелы», который проходил в течение всего дня на мауни амавасью.
В общем, как и всегда, Кумбха Мела впечатляет, позволяет взглянуть по-новому на свою жизнь под разными углами, дает мощный импульс, силы и возможности идти дальше по этому «лезвию бритвы» — называемому духовный путь, путь последователя одной из традиций, совокупность которых называют Санатана Дхармой. Это свод естественных моральных принципов, следование которым гармонизирует человека и все общество.
В начале творения Господь Вишну даровал нашей планете Ямуну, способную смыть все грехи человечества. Прекрасная Ямуна взмолилась: «А кто же очистит меня?»
И Вишну ответил: «Великие праведники раз в 12 лет силой своей веры вернут тебе чистоту!»